Паспорт проекта позволяет фиксировать и хранить в системе общую информацию о проекте. В паспорте проекта отображаются реквизиты, описывающие основные параметры проекта, такие как текущий руководитель, текущий статус, подразделение, портфель проекта, программа проекта и прочие параметры.
Жизненный цикл проекта в рамках системы состоит из пяти стадий:
План проекта – совокупность структурной декомпозиции работ, календарных сроков, контрольных событий и данных о привлекаемых трудовых, материальных и финансовых ресурсах – может быть введен в систему несколькими способами.
Также план проекта может быть введен в систему комбинированным способом: часть данных берется из шаблона, часть загружается из файла MS Project, часть данных вводится и/или корректируется вручную.
Система поддерживает два метода оперативного планирования проектных работ:
Визуальный инструментарий системы позволяет руководителю получить информацию о проекте в разных представлениях: табличные представления, дерево данных, диаграммы Ганта, карта проектных вех, сетевой график.
Планирование поставок и планирование объемов проекта - ввод в систему информации о планируемых результатах выполнения проектной задачи. План поставок и объемов вносится в систему в количественных и суммовых значениях. При этом планируемые результаты могут быть отнесены либо на дату начала задачи, либо на дату окончания задачи, либо распределены по периоду задачи.
Планируемые результаты могут быть включены в плановый бюджет доходов проектной задачи с детализацией по подразделениям.
Планирование использования материалов, оборудования, субподрядов и дополнительных затрат проекта - ввод в систему информации о планируемых затратах необходимых для выполнения проектной задачи. План использования материалов и оборудования вносится в систему в количественных и суммовых значениях. План использования субподрядов и дополнительных затрат вносится в систему в суммовых значениях. При этом планируемые затраты могут быть отнесены либо на дату начала задачи, либо на дату окончания задачи, либо распределены по периоду задачи.
Планируемые затраты могут быть включены в плановый бюджет расходов проектной задачи с детализацией по подразделениям.
Система позволяет назначать руководителя конкретной проектной задачи, и автоматически ее подзадач, отличного от руководителя проекта в целом.Отличительной особенностью системы является ролевая структура трудовых ресурсов, которая направлена на облегчение процесса планирования, управления и анализа не только трудовых ресурсов, но и проектного управления в целом. Сотрудник в рамках системы представляет собой конкретное физическое лицо, занимающее определенную должность на предприятии.
Трудовой ресурс представляет собой уникальную совокупность людских ресурсов и аппаратных средств, привлекаемую в качестве исполнителя тех проектных работ, которые в рамках системы являются элементарными (не декомпозируются).Роль трудового ресурса — это абстрактный трудовой ресурс, который объединяет в себе квалификацию, должностные обязанности и место в функциональной иерархии предприятия. Роли трудовых ресурсах используются при разработке плана проекта, анализе выполнимости проекта, и оперативном планировании загрузки трудовых ресурсов.
Назначение трудовых ресурсов на проект - ввод в систему информации о том, какие именно трудовые ресурсы предприятия предполагается использовать для выполнения работ в рамках того или иного проекта.Назначение ролей и планирование трудозатрат проектной задачи - ввод в систему информации о том, какие именно роли трудовых ресурсов предприятия предполагается использовать для выполнения работ в рамках конкретной проектной задачи. При этом указывается объем трудозатрат и их стоимость. Стоимость привлечения трудовых ресурсов можно вводить как вручную, так и при помощи ранее заданной нормированной стоимости использования ресурсов.
Назначение конкретных трудовых ресурсов и планирование трудозатрат проектной задачи - ввод в систему информации о том, какие именно конкретные трудовые ресурсы предприятия предполагается использовать для выполнения работ в рамках конкретной проектной задачи.
Для анализа выполнимости моделируемого портфеля проектов в системе предусмотрена обработка "Анализ загрузки ресурсов", которая позволяет вовремя отследить конфликт по используемым ресурсам между утвержденными, выполняемыми и планируемыми проектами предприятия (ресурсный конфликт).
Для анализа загрузки трудовых ресурсов в системе предусмотрен соответствующий отчет, который предназначен для получения информации по запланированной загрузке трудовых ресурсов в разрезе проектов, проектных задач, элементарных операций и периодов времени.
Для планирования оперативной загрузки специалистов на проектах в системе предусмотрена соответствующая обработка, которая предназначена для оперативного распределения почасового времени специалистов между задачами разных проектов.
Для учета рабочего времени по проектам в системе предусмотрен документ "Распределение рабочего времени за неделю", который предназначен для ввода в систему данных о распределении рабочего времени затраченного трудовым ресурсом, в течение календарной недели, по проектным и внепроектным задачам, а также для ввода в систему данных о потерянном (затраченном непродуктивно) рабочем времени.
Для каждой проектной задачи существуют планы освоенных объемов, материальных затрат и планы дополнительных затрат. В процессе выполнения проекта фактические данные могут расходиться с плановыми. Для регистрации фактически выполненных освоенных объемов, затрат материальных ресурсов и дополнительных затрат в системе предусмотрены соответствующие документы.
Для фиксации факта контрольного события (прохождение вехи) в системе предусмотрен документ "Закрытие проектной вехи".
Для сбора и визуализации информации о хозяйственных операциях (представленных первичными документами), которые были произведены в рамках конкретного проекта, в системе предусмотрена обработка "Хозяйственные операции проекта".
Система позволяет создавать, хранить и актуализировать планы трех бюджетов проекта: бюджет расходов по проекту, бюджет доходов по проекту, бюджет движения денежных средств (поступлений и выплат) по проекту. Элементы бюджетов хранятся в разрезе проектных задач, статей бюджета, контрагентов и контрактов (договоров с контрагентами).
Для бюджета расходов по проекту в системе предусмотрена функция автоматического формирования элементов бюджета. Бюджет расходов формируется по информации о затратах, запланированных на привлечение трудовых, материальных и финансовых ресурсов к выполнению проектной задачи. Автоматическое формирование производится на основании схемы распределения суммы, запланированной на привлечение того или иного ресурса, по статьям затрат. Схема распределения настраивается пользователем, причем допустима ситуация, когда по статьям бюджета расходов распределяется не вся запланированная сумма, а только какая-то часть.
Ключевой особенностью контура управления финансами проекта является неявная привязка элементов бюджета к календарным периодам. При планировании бюджетов период задается в виде набора правил, описывающих привязку элемента бюджета к временным рамкам проектной задачи. При изменении сроков проектной задачи (в том числе и при выполнении актуализации проекта) система производит автоматический перерасчет финансовых планов.
Ввод данных о фактических поступлениях и выплатах, а также о начислении фактических доходов и расходов может производиться на любой стадии жизненного цикла проекта, и даже после завершения проекта.
На уровне бюджетов проекта система позволяет производить:
Визуальный инструментарий системы позволяет пользователю получать данные бюджетов проекта, как в табличном представлении, так и в графическом (диаграммы и графики). В пределах одной экранной формы можно получить подробный и сводный план любого из бюджетов, сопоставление доходов с расходами и поступлений с выплатами, сопоставление плановых и фактических данных, и т.д.
Жизненный цикл проектной работы состоит из следующих стадий:
Допускается нелинейное прохождение проектной работы по стадиям: задача может быть возвращена исполнителю на доработку, задача может быть завершена с признаком "неуспешно" (в этом случае создается новый экземпляр задачи и передается другому исполнителю), и т.д.
Реализованный в системе механизм эскалаций проектных работ позволяет исполнителю донести до руководства, данные о предполагаемых задержках выполнения работ. Эти данные используются механизмом актуализации – "плохие новости" оказывают влияние на календарные сроки проекта по факту их регистрации в системе.
На уровне проектных работ система позволяет производить:
Визуальный инструментарий системы позволяет пользователю в удобной форме получать информацию о работах, в которых он является либо исполнителем, либо руководителем. В представлении списка задач активно используется цветовое и графическое кодирование, возможен вывод списка задач в виде диаграммы Ганта.
Ключевым механизмом контура управления проектами является механизм актуализации проекта: на основании данных о фактическом выполнении (или же срыве выполнения) проектных работ нижнего уровня декомпозиции система производит полный перерасчет календарных сроков всех элементов проекта. Актуализация проекта, выполняемая регулярно, позволяет руководителю получать достоверную информацию о состоянии работ и оперативно реагировать на возникающие проблемы.
Система позволяет создавать и хранить в информационной базе неограниченное число версий плана проекта. Основная задача подсистемы версионирования - дать возможность пользователям системы вести параллельно несколько планов по одному проекту. Одновременное ведение нескольких планов необходимо для следующих целей:
На уровне проекта система позволяет производить анализ динамики экономики проекта, план-фактный анализ освоенных объемов, анализ освоенного объема по трудозатратам, план-фактный анализ затрат трудовых ресурсов, план-фактный анализ использования ресурсов, план-фактный анализ затрат материальных ресурсов, план-фактный анализ дополнительных затрат, анализ состояния проектных задач, план-фактный анализ сроков проекта, план-фактный анализ контрольных событий (вех) проекта, анализ проекта по показателям, а также строить S-кривую проекта.
Система позволяет создавать и хранить в информационной базе задания проектов. Задания проектов предназначены для ввода и учета внутренних работ проектного офиса. Задания могут быть привязаны к проекту или проектной задаче или быть самостоятельной единицей.
В системе предусмотрен механизм комментирования заданий и механизм управлением статусами заданий.
Система позволяет создавать и хранить в информационной базе шаблоны проектов. Шаблон может представлять собой как законченный план проекта, так и любой из фрагментов плана проекта. Структура данных шаблона практически полностью идентична структуре проекта: структурная декомпозиция работ, информация о трудовых, материальных и финансовых ресурсах, бюджеты. Главное отличие шаблона от плана проекта состоит в том, что в шаблоне нет календарных сроков. По сути, шаблон проекта описывает технологию, используемую предприятием для выполнения типовых проектов.
В системе реализована возможность обмена данными между контурами управления проектами и управления знаниями. Любой план проекта можно сохранить в виде шаблона. Любой из шаблонов можно загрузить в план проекта, при этом план проекта может быть замещен, а может быть дополнен данными шаблона – план проекта может быть собран из нескольких шаблонов. При выполнении любых операций обмена данными между контурами управления знаниями и управления проектами в информационной базе сохраняется связь между элементом шаблона и соответствующим ему элементом проекта.
На уровне шаблона проекта система позволяет производить:
В системе предусмотрен документ позволяющий на основании информации количестве человеко-часов по ролям, требующихся на реализацию контракта, и сумм прочих затрат сформировать отчет, отражающий планируемую себестоимость контракта, возможную прибыль и рентабельность, рассчитать плановую стоимость контракта при заданном % рентабельности.
На основании документа "Расчет цены контракта" и шаблона проекта система позволяет сформировать план проекта.
Система позволяет детализировать состав договора контрагентов до актируемых этапов, указать условия оплаты по договору и установить связь между договором и этапами проекта.
Информация об условиях оплаты по договору используется при формировании бюджета движения денежных средств по этапам проекта.
Варианты работы с документами:
Система позволяет использовать внутреннюю подсистему работы с файлами или внешнюю – "1С:Документооборот".
Основные действия с документами - открытие, захват на редактирование, запись новой версии) доступны непосредственно из системы.
Для объектов некоторых типов (проекты, проектные задачи и т.д.) система позволяет создавать, хранить и модифицировать ссылки на документы, расположенные в хранилище "1С:Документооборот".
Разрабатывается подсистема, которая позволит идентифицировать риски проекта, произвести оценку рисков проекта, запланировать мероприятия по работе с рисками, зафиксировать свершения рисков, осуществлять мониторинг управления рисками проекта.
Система позволяет объединять проекты в программы и портфели. В одном портфеле и/или одной программе проектов могут находиться проекты на разных стадиях жизненного цикла. Портфель проектов и программа проектов представляют собой дополнительные аналитические разрезы для всех отчетов и аналитических инструментов системы, в которых в том или ином качестве фигурируют проекты.
На уровне портфеля проектов система позволяет проводить:
Система поддерживает три варианта управленческой структуры предприятия:
В системе используются ролевая структура трудовых ресурсов и двухуровневое планирование проектных работ: на этапе предварительного планирования работы планируются по ролям (специальностям), затем на этапе оперативного планирования производится распределение работ между трудовыми ресурсами.
Система позволяет нормировать стоимость привлечения трудовых ресурсов к выполнению работ, для одного трудового ресурса и/или роли в системе может храниться любое количество учетных ставок.
На уровне пула трудовых ресурсов система позволяет производить:
"1С:ERP+PM Управление проектной организацией 2" разработана на новейшей версии технологической платформы "1С:Предприятие 8.3", которая позволяет:
Механизм функциональных опций, реализованный в "1С:ERP+PM Управление проектной организацией 2", позволяет "включать" или "выключать" различные функциональные части прикладного решения без программирования (изменения конфигурации).